План-конспект 59 учебной недели.


59 Учебная неделя (29 апреля - 5 мая).

1. Счёт: Часть и целое.
2. Развитие речи: Закрепление букв Ь, Ъ, Ы, тема: Что значит быть счастливым?
3. Проект: Театральный час. Репетиция сказки "Волк и семеро козлят". Мастерская: Панно "Подсолнухи".

-------------------------------------------------------------------------------------------

Урок начинается с того, что учитель, запуская детей в класс, здоровается с каждым за руку. Затем дети садятся в круг, и каждый коротко рассказывает, что интересного с ним произошло за то время, что они не виделись.

I. Счёт.
Разминка.

Ходьба
на носках
на пятках (на наружных сторонах стоп)
с высоким подниманием бедра
на носках, с разными положениями рук
высоко поднимая колени

Прыжки
на двух ногах на месте
на одной ноге

Считалка - зарядка
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим...
Раз, два! - выше голова,
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.

Часть и целое.
1.Знакомство с понятием "Половинка".
У каждого малыша на столе бумажный прямоугольник. Задание: сложить его пополам и разорвать (разрезать) на две части. Учитель задает такие вопросы:
- Что вы сделали?
- Как называются эти части?
- Одинаковые ли они? Как это можно проверить? - Наложением.
- Почему каждую часть можно назвать половиной?

2. Игра "поделись с другом".
Дети разбиваются по парам, и каждой паре дается 2 конфеты, одно яблоко, один апельсин, один мандарин, один банан. Задача детей - все поделить пополам со словами "Тебе половина и мне половина…"Яблоко разрезает пополам учитель.

3. Работа со сказкой.
Яблоко.
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит - не допрыгнешь!
- Крра-крра!
Смотрит Заяц - на ёлке сидит Ворона и смеется.
- Эй, Ворона! - крикнул Заяц. - Сорви-ка мне яблоко!
Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала - упало оно вниз.
- Спасибо тебе, Ворона! - сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело... и побежало. Что такое?
Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
- Стой, стой! - кричит Заяц. - Куда моё яблоко потащил?
Остановился Ежик и говорит:
- Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к Ежу:
- Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!
К ним Ворона подлетела.
- Напрасно спорите, - говорит, - это моё яблоко, я его себе сорвала.
Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:
- Моё яблоко!
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул...
Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:
- Что такое? Что за шум?
Все к нему:
- Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
И рассказали Медведю всё, как было. Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
- Кто яблоко нашёл?
- Я! - сказал Заяц.
- А кто яблоко сорвал?
- Как р-раз я! - каркнула Ворона.
- Хорошо. А кто его поймал?
- Я поймал! - пискнул Еж.
- Вот что, - рассудил Медведь, - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...
- Но тут только одно яблоко! - сказали Еж, Заяц и Ворона.
- Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.
И все хором воскликнули:
- Как же мы раньше не догадались!
Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал Зайцу:
- Это тебе, Заяц, - ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек Вороне отдал:
- Это тебе, Ворона, - ты яблоко сорвала.
Третий кусочек Ежик себе в рот положил:
- Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:
- А это тебе, Михаил Иванович...
- Мне-то за что? - удивился Медведь.
- А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!
И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

4. Игра "Мы делили апельсин".
Дети садятся в круг и, вспоминая стихотворение "Мы делили апельсин", демонстрируют его на наглядном примере, разделив его между собой.

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один!
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для бобра,
А для волка - кожура!

5. Физминутка "В лесу".
Все дети входят в лес. Идут тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагивая через пни, раздвигая ветки…

Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти стряхнули -
Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут - покажем:
Крылья сложили назад.

6. Вдруг на пути встречается "болото".
На полу разложены вырезанные из бумаги "кочки" с написанными на них числами от 1 до 10. Прыгать с кочки на кочку можно только в порядке следования цифр. Кто ошибется - возвращается назад - надо начинать путь сначала.

7. На другом конце болота живет добрый гном.
Он предлагает детям поиграть с ним в игру "Муха". У каждого ребенка - лист бумаги с нарисованной сеткой (см. рисунок).
- Прилетела муха и села в самую середину листа. Поставь точку.
- Поползла муха на один квадрат вверх. Где она оказалась?
- Потом она переместилась вправо на один квадрат. Где она оказалась теперь? И т.д.
Учитель диктует, дети следят за движением мухи, водя карандашом, и отмечают ее положение точками. В конце проверяют, кто сумел правильно найти, где оказалась муха после всех перемещений.
Более сложный вариант игры - следить глазами и лишь в конце указать месторасположение мухи.

8. Возвращаемся обратно.
Прыгать теперь надо, начиная с числа 10 (обратный счет).

ПЕРЕМЕНКА - 10 минут.
Игра "Мышонок идет на день рождения".
Учитель выбирает двух детей. Одному из них на ушко дает задание показать, как мышонок идет на день рождения к ежику. Другому - как мышонок идет домой и прячется от лисы. Дети угадывают, какой из мышат идет на день рождения, какой прячется от лисы. Затем определяют, что первый мышонок чувствовал радость, а второй - страх. Учитель хвалит детей за хорошее изображение мышат.

Всего одна минута!
Учитель предлагает детям представить, что может произойти в мире за одну минуту (2 минуты, три минуты). Он показывает детям лист цветной бумаги (например, красного или зеленого цвета) и просит представить, что это дверь в волшебный мир, в котором можно пробыть только одну минуту. По "возвращении" учитель спрашивает, что маленькие "путешественники" успели сделать в том волшебном мире.

Клуб фантазёров.
Дети садятся в круг, а учитель начинает рассказывать сказку:
- Жил-был Зайчик и пошел он как-то прогуляться, да так увлекся игрой, что не заметил, как свалился в яму, которую вырыл охотник, чтобы поймать его и съесть. Наступила ночь, и зайчик понял, что утром, когда станет светло, придёт охотник и заберет его. Зайчик так испугался, что громко заплакал. Давайте, ребята, ему поможем, и каждый из вас придумает какой-нибудь способ, как спасти Зайчика из ямы.
- мимо шел бельчонок и бросил ему веревку,
- палку, лесенку,
- набросал в яму много травы, и зайчик, забравшись на нее, выскочил из ямы.
- крот прорыл к нему подземный ход, ведущий на поверхность.
- птички вынесли его на своих крыльях и т.д.

Игра "Подарки".
Дети стоят в кругу. У учителя в руках разноцветные ленты, связанные одним концом. Второй конец каждый ребенок держит в руках.
Учитель: тихо, тихо. Тишина. По чудесным ленточкам посылаю вам подарки: Жене - сердечность, Олечке - спокойствие, Паше… (Каждому ребенку посылается хорошее нравственное чувство).


II. Развитие речи.
Закрепление букв "Ь, Ъ, Ы".

1. Разминка.
Гимнастика для рук.
Дети достают два грецких ореха и
- катают между ладошек два грецких ореха под счет 1-2-3-4-5
- кладут орехи и трут ладошки под счет 1-2-3-4-5
- хлопают в ладошки 1-2-3-4-5
- снова берут орешки и катают их в ладошках под счет 1-2-3-4-5
- трут ладошки 1-2-3-4-5
- хлопают 1-2-3-4-5

Массаж ушных раковин.
- Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.

Массаж боковых поверхностей пальцев рук
- "Снимаем перчатки с каждого пальчика".

Массаж ладоней.
- Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.

Массаж головы.
Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.

2. Ребята открывают альбом и под картинками с буквами "Ь" и "Ы" подписывают эти буквы. Когда работа закончена, дети закрывают альбомы и называют слова с буквами "Ь", "Ы", используя иллюстрации.
3. Работа с распечаткой: Дети получают распечатку с контуром буквы "Ы",
пустой внутри. Задание: заштриховать букву.

4. Слоги.
Н - НЬ
М - МЬ
С - СЬ
Л - ЛЬ
Б - БЬ
Д - ДЬ

Бы-бы-бы - Я устала от ходьбы.
Вы-вы-вы - Скушай меда и халвы.
Лы-лы-лы - У квадрата есть углы.
Мы-мы-мы - Не боимся мы зимы.
Ны-ны-ны - Звери, птицы ждут весны.

5. Игра в звуки.
В круг приносят поднос, разделенный на три части, и коробочку с маленькими фигурами (карточками), в названиях которых есть звук "Ы". Учитель выставляет фигурки (карточки с предметами) в центр круга, называя их, выделяя голосом звук "Ы".
Каждый из детей берет себе одну из фигурок (картинок). Он произносит ее название и говорит: "Я слышу звук "Ы" в середине (конце) слова". Ребенок кладет эту фигурку (картинку) на поднос, в одно из отделений. Остальные дети будут делать так же, раскладывая фигурки в отделения подноса в зависимости от того, где слышится звук "Ы" - в середине или конце слова. Проговаривается, что слов, начинающихся в буквы "Ы" не бывает.
Когда игра закончена, все фигурки дети складывают в коробку, и материал ставится на полку.

6. Игра "Кто без чего не обойдётся".
Игра помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Учитель зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа ( учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?
Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

7. Игра в рифмы - "Подскажи слово".
Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь. Учитель предлагает: "Я прочту вам стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, а вы постарайтесь мне их подсказать". Учитель читает стихотворение и одно слово в строчке не договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова в строчке договаривает учитель. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать слова:

Прицепившись к задней шине
Мишка едет на … (машине).

У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из … (лейки).

И шалить без передышки
Целый день могли … (мартышки).

Говорит мартышка мышке:
- Я в гостях была у … (мишки).

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица).

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … (живот).

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф).

Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало … (жарко).

Очень страшная история.
(Даниил Хармс)
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.
Сказал младший: - Вот напасть,
Хочет он на нас .. напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в ... пасть.

Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало .. ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою… булку.

8. Игра "Перепуталки".
Учитель читает забавные стихи, а дети исправляют его ошибки:

Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).

На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами.
Жучка будку (булку) не доела -
Неохота, надоело.

Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.

На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран (банан).

Переменка - 10 минут.
Психологический урок.
"Что значит - быть счастливым?"

""Счастье - это…"
Дети с помощью учителя придумывают определения счастья.

Работа со сказкой.
Хочу быть счастливым (О. Хухлаева)
Жил-был котенок, который очень волновался, вырастет ли он счастливым, и потому часто спрашивал у своей мамы:
- Мам, я стану счастливым?
- Не знаю, сыночек. Я бы очень этого хотела, но сама не знаю, - отвечала мама.
- А кто знает? - допытывался котенок.
- Может быть, небо, может быть, ветер. А может быть, солнце. Они далеко, высоко, им виднее, - улыбнулась мама.
И тогда наш котенок сам решил поговорить с небом, ветром, солнцем. Залез он на самую высокую березу в их дворе и закричал:
- Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!
И послышался глухой сильный голос, чей он был, котенок так и не понял, но запомнил на всю жизнь: "Ты хочешь быть счастливым - значит, будешь счастливым!"

После того, как дети послушают сказку, они проигрывают ее. Каждый ребенок становится на стул, в середине класса и громко кричит последние слова котенка, а группа громко отвечает ему: "Ты хочешь быть счастливым - значит, будешь счастливым!"

"Медитация".
Учитель просит детей закрыть глаза и представить самого себя совершенно счастливым. Внимательно рассмотреть, кто находится вокруг него, счастливого. Где это происходит, какими цветами нарисована эта картинка. Затем все берут альбомы и рисуют себя счастливых.

"Ручеек радости".
Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.


III. Проект:
Каждый проект начинается с того, что дети достают коробочки с бусинками и насаживают на леску 7 бусинок, повторяя за учителем названия дней недели.
Театральный урок:

1. Упражнения на выразительность.
а) Тренировка мышечной выразительности лица.

Игра "Фока".
Игра предусматривает воспроизведение мимики водящего, произносящего следующие слова.
У Фоки было семь детей,
Семь детей, семь детей,
Семь детей, семь дочерей.
Они не пили и не ели.
Друг на друга все смотрели.
Делали вот так:………….
б) Этюды на выразительность жеста.

Игра "У Агафьи, у старушки"
Ведущий говорит слова и показывает движения, все за ним повторяют.

У Агафьи. у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, семь дочерей
Все без бровей.
Вот с такими глазами.
Вот с такими усами.
Вот с такими носами.
Вот с такими ушами.
Вот с такой головой.
Вот с такой бородой.
Все они сидели:
Ничего не ели,
На нее смотрели
И делали вот так.

2. Упражнение на понятия "Пауза. Темп речи".
Прочитайте предложения, правильно делая паузы.
ЧтО, болит? Что болИт?
Ну, что споЁм? Ну чтО, споём?
Упражнение: Учитель читает на "коровьем языке" известное детское стихотворение А. Барто, например, "Наша Таня". Дети должны угадать, какое?

3. Упражнение на понятия "Тембр. Сила голоса".
Упражнение: Прочитайте любое стихотворение из учебника, как:
-дряхлый старик;
-дошкольник;
-робот;
-начальник;
-школьник, не выучивший урок;
-злая ведьма.
Упражнение: Вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: "Ау! Ау!". Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче и ещё громче.

4. Упражнения на понятия "Настроение. Чувства. Эмоции".
Упражнение: Произнесите междометие "О!" с разной интонацией.
Радостно
Удивлённо
Печально
Гневно
Испуганно
Презрительно

5. Постановка сказки: Волк и семеро козлят.
Жила-была коза. Сделала она себе избушку в лесу и наплодила деток. Каждый день уходила коза за кормом в лес. Сама уйдет, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не открывать. Воротится коза, постучится рожками в дверь и запоет:

- Козлятушки, детятушки!
Отомкнитеся, отопритеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла!
Я, коза, во бору была,
Ела травку шелковую,
Пила воду студеную.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
С копытечек - во сыру землю.

Козлятки услышат мать и отопрут двери. Мать покормит их и опять уйдет в лес, а козлятки запрутся крепко-накрепко и ждут мать.
Послушал козу волк. Как только коза ушла в лес, волк к избушке и завыл толстым голосом:

- Вы детушки, вы батюшки!
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла:
Полны бока молока,
Полны рога творога,
Полны копытца водицы!

А козлята отвечают:
- Слышим, слышим, не матушкин голос! Наша матушка поет низким голосом и не так причитает.
Не отворили козлятки волку. Постоял, постучал он и ушел.
Вот приходит коза и стучится:

- Козлятушки, детятушки!
Отомкнитеся, отопритеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла!
Я, коза, во бору была,
Ела травку шелковую,
Пила воду студеную.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
С копытечек во сыру землю.

Козлятки впустили мать и рассказали ей, как к ним волк приходил.
Коза покормила их пуще прежнего наказала никого не впускать:
- А то придет опять волк, - он вас съест.

Игра "Озвучивание".
Учитель подбирает какую-нибудь сказку, которую нужно инсценировать (например, "Колобок"). Но вместо слов в этой сказке дети должны использовать только гласные звуки или слоги и пропевать их в виде фраз. С помощью интонаций нужно передать переживания персонажей, их эмоции.
Например, звук "И" в озвучивании означает улыбку, сожаление, презрение.
Звук "А" - крик, боль, радость. Звук "О" - удивление, восхищение. Можно также использовать междометия Эх! АХ! ОЙ! УХ!
Во время инсценировки учитель помогает детям пропевать фразы, подыгрывая им на пианино.

ПЕРЕМЕНКА!

Медитативная сказка "Бабочка"
" …В далекой волшебной стране, где много ярких благоуханных цветов, где светит солнце, дует легкий ветерок, и где всегда голубое небо, жила-была Бабочка. Яркая и прекрасная. Жители этой страны очень любили ее и всегда рады были ее видеть.
Но еще совсем недавно она была большой лохматой гусеницей и жила на высоком старом дереве. У гусеницы было много лапок, но уползти далеко она не могла. А ей так хотелось повидать весь мир! Узнать, как живут там, за горами, вдали от их волшебной страны.
И в волшебной стране, и в жизни, многие гусеницы превращаются в куколок. Превратилась в куколку и наша гусеница. Лежа в коконе, она мечтала увидеть мир. И очень скоро мечты ее осуществились - она превратилась в прекрасную Бабочку.
Теперь она могла летать высоко-высоко и видеть гораздо больше прежнего.
Часто в небе она встречала радугу, и они подружились.
И вот, однажды, попрощавшись с обитателями волшебной страны, Бабочка отправилась в путешествие".

Мастерская: Панно "Подсолнухи".
Понадобится: цветной картон, трафарет подсолнуха, клей, семечки натуральные.
1. Детям выдается лист цветного картона для основного фона, черный круг диаметром 5-7 см для сердцевины подсолнуха. Они наклеивают его чуть выше середины картинки.
2. Затем детям выдаются заготовки желтых лепестков, и они наклеивают их вокруг черного круга.
3. Затем дети намазывают клеем черный круг и наклеивают на него настоящие семечки.
4. В завершении - наклеивается зеленый стебелек с листиком.

Hosted by uCoz