План-конспект 36 учебной недели.


36 Учебная неделя (14-20 октября).

1. Конус.
2. Закрепление буквы "Т", тема: Темнота.
3. Проект: Театр теней. Психогимнастика. Мастерская: Коллективная работа "Букет из осенних листьев".

-------------------------------------------------------------------------------------------

Урок начинается с того, что учитель, запуская детей в класс, здоровается с каждым за руку. Затем дети садятся в круг, и каждый коротко рассказывает, что интересного с ним произошло за то время, что они не виделись.

I. Счёт.
Разминка "Танцы под гусли".

Вот и музыка звучит,
Танцевать тебе велит.
Ой, пустились плечи в пляс,
Веселей, еще хоть раз.

Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затихать,
Тише музыка играть...

Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься,
Пятки, пальцы и колени
Заплясали, как хотели.

Как им весело плясать!
Только стали уставать.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.

Вдох и выдох, покрутись,
Лежебока, эй, проснись!
Вновь поднялись наши плечи.
Выше, выше, резче, резче!

Стали плечи затихать,
Затихать и засыпать...
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними.

Губы вытянулись в трубку.
Потанцуй еще минутку.
А теперь пора садиться
И как следует учиться!
(Дети садятся за столы, закрывают глазки и несколько секунд слушают тишину).

Отработка понятия "Конус".
1. Игра "Волшебный мешочек"
Для того, чтобы занятие проходило интереснее, можно принести в класс какую-то игрушку, например, Петрушку, который постоянно ошибается и которому дети отвечают на вопросы.
Учитель предлагает поиграть в "Волшебный мешочек", куда заранее положены шар, куб, цилиндр и конус. Дети по очереди сначала ощупывают фигуру двумя руками и, не вынимая, описывают ее. Затем они называют фигуру и достают из мешочка.
В результате обсуждения выясняется, что одну фигуру - конус - они не знают, как назвать. Все вместе рассматривают и описывают ее. Детям сообщается название этой фигуры - конус. Можно сказать им, что слово "конус" в переводе с греческого означает "шишка".
После этого учитель показывает картинки с предметами шаровидной, цилиндрической формы, а также формы куба и конуса. Дети должны разложить картинки к фигурам.

Далее детям предлагается рассмотреть конус со всех сторон и подумать, каким должен быть паспорт у этой фигуры, что в нем должно быть нарисовано для того, чтобы по паспорту можно было найти его владельца. Дети должны догадаться, что в паспорте нужно нарисовать круг и треугольник (см. картинку).
Затем каждому ребенку дается "паспорт". На столе у них стоят конусы, разные по высоте и диаметру основания. Дети сами должны по паспорту найти соответствующий ему конус.

2. Физминутка "Угадай-ка!"
Дети встают свободно лицом к учителю. Учитель уточныет понятия: справа-слева, спереди-сзади. Затем бросает мяч одному из детей, называя какой-нибудь предмет окружающей обстановки. Например, дверь. Ребенок, который поймал мяч, должен сказать, где относительно него находится дверь. После нескольких бросков учитель становится в другом месте, игра повторяется.

3.Игра "В гостях у Петрушки".
Петрушка расстроен. Он потерял одну варежку. Учитель помещает на доске "оставшуюся". Уточняют, что варежку украшают с внешней стороны, значит, эта варежка на левую руку. Детей просят помочь Петрушке сделать парную варежку.
Картинку с доски убирают (Петрушка побежал искать варежку). У каждого ребенка на столе две варежки, вырезанные из бумаги, и набор геометрических фигур. Дети должны на правой варежке по памяти выложить узор.
Затем возвращается Петрушка, он нашел пропажу. Варежку помещают на доске, и дети проверяют правильность выполненного задания. При проверке задания обязательно проговаривается, в каком ряду и на каком месте находится та или иная фигура, например:
- В верхнем правом ряду посередине находится желтый круг, слева и справа от него - красные квадраты. В нижней ряду посередине - красный квадрат, а слева и справа от него - желтые круги.

4.Игра "Числовое лото".
Дети раскладывают на столе карточки с цифрами от 1 до 5 (лицом вниз). Карточки перемешиваются. Затем каждый ребенок наугад должен вытащить какую-нибудь карточку с цифрой и выложить столько фигур "геометрического лото", имеющих общий признак, сколько указывает цифра на карточке. Например, 3 большие фигуры, или 4 красные фигуры, или 2 круга и т.д.
Когда все выполнят задание, дети ходят по классу и проверяют друг друга.

ПЕРЕМЕНКА - 10 минут.
Игра "Воробьи - вороны".
Договоритесь заранее, что будут делать воробьи, а что - вороны. Например, при команде "Воробьи" - дети будут ложиться на пол. А при команде "Вороны" - залезать на скамейку. Теперь можно начинать игру. Учитель по слогам медленно произносит "Во - ро -... ны!" Дети должны быстро выполнить движение, которое было задано для ворон. Кто выполнил последним или перепутал - платит фант.

Игра "Не зевай!"
Дети встают в круг спиной к центру и к водящему. У водящего в руках мяч. Он начинает отсчёт от 1 до 5. После числа 5 он называет имя одного из детей и подбрасывает мяч вверх. Задача того, чьё имя назвали быстро обернуться и поймать мяч либо на лету, либо только после одного удара о землю.
Кому это не удалось три раза - выбывает из круга.

Клуб Фантазёров.
Дети садятся в круг, а учитель задает тему разговора:
- Ребята, скажите, что нам помогает чувствовать мир? Какие органы? - Глазами мы видим мир, ушами - слышим, носом - нюхаем, пальцами - чувствуем на ощупь.
- Правильно. А теперь давайте представим, что у человека появились еще какие-то способности чувствовать. Например, погоду. Какой это может быть орган? Или чувствовать сразу, хороший перед нами человек или нет, добрый или злой. Каким органом это можно было бы почувствовать?
Или чувствовать, когда делаешь ошибку и когда надвигается опасность. Расскажите об этом.
Если дети затрудняются, им можно помогать наводящими образами и вопросами.

Игра "Подарки".
Дети стоят в кругу. У учителя в руках разноцветные ленты, связанные одним концом. Второй конец каждый ребенок держит в руках.
Учитель: тихо, тихо. Тишина. По чудесным ленточкам посылаю вам подарки: Жене - сердечность, Олечке - спокойствие, Паше… (Каждому ребенку посылается хорошее нравственное чувство).


II. Развитие речи.
Закрепление буквы "Т".

1. Разминка.
Гимнастика для рук.
Дети достают два грецких ореха и
- катают между ладошек два грецких ореха под счет 1-2-3-4-5
- кладут орехи и трут ладошки под счет 1-2-3-4-5
- хлопают в ладошки 1-2-3-4-5
- снова берут орешки и катают их в ладошках под счет 1-2-3-4-5
- трут ладошки 1-2-3-4-5
- хлопают 1-2-3-4-5
Массаж ушных раковин.
- Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.

Массаж боковых поверхностей пальцев рук
- "Снимаем перчатки с каждого пальчика".

Массаж ладоней.
- Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.

Массаж головы.
Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.

2. Ребята открывают альбом и под картинками на букву "Т" самостоятельно пишут букву "Т". Детки придумывают и вспоминают слова на букву "Т". Еще раз повторяют, на что она похожа и что общего имеет с буквой "Г". Чертят в воздухе ее очертания.
3. Работа с распечаткой: Дети получают распечатку с контуром буквы "Г", пустой внутри. Задание: заштриховать букву.

4. Слогообразование.
Учитель читает чистоговорку со слогами, поднимая тот слог, который произносит. Дети хором проговаривают слоги:

Та-та-та - Ах, какая красота!
То-то-то - Дай мне синее пальто.
Ту-ту-ту - Сашу видно за версту.
Ты-ты-ты - Не боимся темноты!
Те-те-те - Мы гуляем в темноте.

5. Игра в звуки.
В круг приносят поднос, разделенный на три части, и коробочку с маленькими фигурами (карточками), в названиях которых есть звук "Т". Учитель выставляет фигурки (карточки с предметами) в центр круга, называя их, выделяя голосом звук "Т".
Каждый из детей берет себе одну из фигурок (картинок). Он произносит ее название и говорит: "Я слышу звук "Т" в середине (начале, конце) слова". Ребенок кладет эту фигурку (картинку) на поднос, в одно из отделений. Остальные дети будут делать так же, раскладывая фигурки в отделения подноса в зависимости от того, где слышится звук "Т" - в начале, середине или конце слова.
Когда игра закончена, все фигурки дети складывают в коробку, и материал ставится на полку.

6. Шаги. (Кто быстрее доберется до...)
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"
Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д. Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

7. Игра "Мостик".
Учитель показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.
Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.
Более простой вариант - просто соединить два эти слова в предложение.

Переменка - 10 минут.
Психологический урок.
Кто живет в темноте?

"Мысленная картинка"
Учитель просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку не тему "Кто живет в темной комнате?", подходящую к этой музыке. Дети рассказывают группе свои "картинки", а затем каждый ребенок звуками и телом показывает то существо, которое он увидел.

"Темная комнатка".
Из трех стульев, накрытых тканью, строится "темная комнатка". Затем один детей по желания играет роль смелого ребенка. Ему завязывают глаза. А в это время другой ребенок залезает в темную комнатку. Смелого ребенка подводят к темной комнатке, помогают туда забраться. Ему необходимо на ощупь определить, с кем из детей он встретился в темноте.

"Грустная темнота".
Учитель рассказывает детям о грустной Тётеньке Темноте, у которой совсем нет друзей. Ведь ночью все спят, а кто не спит, тот боится Темноты, так и норовит поскорее прогнать ее, включить свет. Далее дети по очереди укутываются темной тканью, принимая роль Тётеньки Темноты. Тётенька Темнота просит детей с ней подружиться, при этом она не умеет говорить словами (ведь ей не с кем было разговаривать!), а объясняется только звуками. Дети по желанию подходят к Темноте, гладят ее и говорят добрые слова.

"Фу, убирай!"
Дети собираются вместе и ставят кулачки "столбиком", то есть один кулачок поверх другого. Учитель произносит слова: "Ветер подул - фу, убирай!" Дети должны быстро убрать кулачки и сесть на свои места.

"Сказка по кругу".
Дети сочиняют сказку по кругу, добавляя каждый по 1-2 предложения.

"Ручеек радости".
Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.


III. Проект:
Каждый проект начинается с того, что дети достают коробочки с бусинками и насаживают на леску 7 бусинок, повторяя за учителем названия дней недели.
Опыты с тенью. Театр теней.
Во время прогулки в ясный денек интересно понаблюдать за тенями, четко выделяющимися на ослепительно белом снегу. Воткните на открытом месте в снег длинную палочку. Спросите у малыша, что нового появилось на снегу. Конечно же, тень от палочки! А откуда она взялась? Чтобы ответить на этот вопрос, поэкспериментируйте с палочками разной длины, попробуйте поставить палочку за высоким деревом и т.д., словом, наведите маленького исследователя на правильный ответ: палочка - это препятствие на пути солнечных лучей, поэтому за нее свет не попадает, и там темно.

Многие дети боятся темноты. Чтобы они потихоньку перестали бояться, создадим темноту прямо на веселом уроке. Зашторьте окна и дайте малышам карманные фонарики. Фонарик - прекрасное средство для ориентирования в пространстве, которое к тому же помогает ребенку развить навыки управления собственными движениями. Если взять в руку фонарик и быстро вращать им, получается что-то вроде маленькой мельницы. Можно освещать пространство перед собой, сзади себя, над собой, опускать вниз, сидя на корточках, ползая на четвереньках; создавать на полу нечто вроде улитки, поднимая фонарь - уменьшать круг света, опуская - увеличивать его.
Вместе с малышами погримасничайте перед зеркалом, освещая лица фонариком. "Наведите" фонарик на свое ухо, ногу, руку, предложите ребенку, глядя на ваше отражение, осветить то же самое у себя.

ТЕАТР ТЕНЕЙ.
Для того чтобы получился театр теней, нужны:
1. Источник света (свеча, фонарик, настольная лампа), который помещается за экраном.
2. Темнота. В нашем случае - занавешенные окна.
3. Однотонный экран - натянутая простыня, сверху и снизу утяжеленная деревянными рейками.
4. Звуковое сопровождение. (Тихая приятная музыка, звонок колокольчика).
5. Участники (силуэты детей, силуэты их ладоней или плоские куклы-марионетки).
6. Декорации: вырезанные из картона деревья, избушки или любые вещи, дающие интересные и подходящие тени (Велосипед, ветки.).
7. Сюжет. Подойдет любая народная сказка: Колобок, Репка или Теремок.

Мастерим экран.
Театральное представление теневого театра разворачивается не на сцене, а на экране. В качестве рамы для экрана прекрасно подойдет обыкновенная трехстворчатая ширма. Но если таковой нет, экран не сложно смастерить своими руками. Рассмотрим два основных способа создания театрального экрана.

1 Способ:
Материалы
- Белая простынь;
- 2 деревянных рейки диаметра 1-2 см;
- 2 м лески, шнура или бельевой веревки.
Описание работы:
Самый простой экран - это небольшая простыня, натянутая в дверном проеме. Чтобы полотно висело ровно, его нижняя кромка должна быть утяжелена.
- Итак, возьмите простынь, подверните ее нижний и верхний край на 3 см и прострочите.
- Вставьте в образовавшиеся тканевые карманы деревянные рейки шириной 1-1,5 см. Рейка для верхнего края должна быть длиннее ширины простыни на 10 см. Экран готов.
- Возьмите леску (веревку, шнур) длиной 1,5 - 2 м и привяжите ее к выступающим концам деревянной рейки сверху экрана. Теперь вы можете закреплять экран в дверном проеме, накидывая веревку на верхние углы дверных наличников.
- Вплотную к экрану со стороны "актёров" приставляется небольшой стол, на который складываются куклы для представления.

2 Способ.
Материалы:
- Картонная коробка размером 50-70 см;
- Калька или белое тканевое полотно;
- Ножницы;
- Макетный нож;
- Линейка;
- Универсальный клей.

Описание работы:
Экран для театра, сделанный из обыкновенной картонной коробки, хорош тем, что не привязан к дверному проему. С его помощью спектакль можно разыграть в любой комнате. Единственное условие - наличие стола.
- Отрежьте от коробки три смежных стенки (переднюю и две боковых) так, чтобы получилось подобие ширмы.
- В передней стенке макетным ножом вырежьте окно, отступив от нижнего края примерно 15 см. (Эту часть работы должны выполнять только взрослые).
- С внутренней стороны коробки заклейте окошко листом вощеной компрессной бумаги (продается в аптеке), кальки, полотном прозрачной ткани или листом матового оргстекла.
- При наклеивании кальку необходимо плотно натянуть на рамку - неровностей на поверхности должно быть как можно меньше, ведь от этого зависит, насколько четкими будут выходить силуэты героев постановки.
- С лицевой стороны красиво украсьте получившийся экран в зависимости от сюжета спектакля.
- Поставьте экран на красиво задрапированный стол. Сзади установите лампу и направьте ее свет на экран.

- Совершенно не обязательно замыкаться на какой-то стандартной форме экрана (прямоугольник) - можно сделать арку, овал или более конкретную и сложную форму, например, абрис дворца.
- И, наконец, хорошо бы иметь занавес, прикрывающий экран. Он может быть в виде куска фанеры или картона, которые прислоняются к экрану, или как обычный театральный занавес из легкой цветной ткани, поднимающейся или раздвигающейся.

Вырезаем кукол.
Куклы для теневого театра традиционно представляют собой плоские фигурки 30-50 см, вырезанные из картона или фанеры. Куклы создаются в том ракурсе, тень от которого особенно выразительна на экране. Фигурки могут перемещаться только вдоль экрана, поэтому их обычно делают в профиль. Надо заранее учесть, с какой стороны появится фигурка, чтобы она была повернута профилем в нужном направлении.
При изготовлении кукол мастера обращают особое внимание на то, чтобы глазки и улыбки были прорезными, иначе никто из зрителей их просто не увидит.

Закрепляем декорации.
Когда куклы готовы, самое время заняться декорациями. Декорации делаются из плотной бумаги и зачерняются - это увеличит их светонепроницаемость. Крупные фигуры лучше выпиливать из фанеры. В данном случае декорации входят в комплект шаблонов, и их остается только прикрепить к экрану.

Декорации располагаются главным образом по бокам и частично на верху экрана и составляют как бы рамку, внутри которой движутся фигуры. Они должны занимать немного места и быть четкими по силуэту. Декорации крепят кнопками, подвешивают на гвоздиках, вбитых в рамку экрана, или задвигают в проволочные скобы, укрепленные на экране. Главное условие - декорации должны плотно прилегать к экрану. Лишь для создания эффекта таинственности, нереальности и искажения пространства декорации можно отдалять от экрана, достигая иллюзии размытости и тумана.

Если действие происходит в лесу, можно вырезать ветки и приклеить их к раме с внутренней стороны; если в замке, можно из кальки или тонкой белой бумаги вырезать колонны с красивыми капителями и также приклеить их к раме или как-то еще оформить интерьер.

Ставим свет.
Свет играет в теневом театре очень важную роль, ведь именно правильно установленное освещение станет залогом успеха будущего спектакля. В качестве источника света можно использовать настольную лампу или диапроектор, - его круглый сильный луч идеально подходит для нашей цели.

Стоит запомнить, что свет должен падать сзади и немного сверху. Допустимо, если источник света находится за спиной кукловодов, но лучше, когда он находится между кукловодами и экраном. В этом случае тени ваших рук не будут попадать на экран, а изображения будут оптимально четкими. Таким образом, лампу традиционно устанавливают на высоте 2 метров от пола и 1-1,5 метров от двери со стороны "актёров".

В любом случае, оптимальная постановка света требует определенного поиска. Не бойтесь экспериментировать! Будет лучше, если во время репетиции кто-то из детей встанет перед экраном и после некоторых передвижек света и фигурок перед экраном скажет, когда тень будет наиболее яркой и отчетливой.

Для получения особых эффектов можно перемещать свет, то есть отодвигать или приближать лампу к экрану, перемещать ее вбок. Так можно изобразить вихрь танца, метель.

Очень важным постановочным эффектом обладают цветные пленки-фильтры, которые ставятся перед лампой, окрашивая ее свет в разные оттенки. С помощью таких импровизированных подсветок можно изображать не только определенное время суток (темную ночь, солнечный день или холодное пасмурное утро), но и состояние тревоги, радости, волнения, опасности и т.д. Помимо пленки такими фильтрами могут быть цветные стекла или прозрачная цветная бумага. Даже молнию показать достаточно просто: вспышка фотоаппарата будет видна даже в свете лампы, а на память останется изображение "кулис".

После спектакля предложите детям по очереди заходить за ширму и делать какие-то движения. Остальные дети смотрят и аплодируют. А после этого занятия хорошо бы отвести детей в настоящий театр теней, или пригласить их приехать в школу. Например, в Москве есть чудесный театр "Ученый медведь", которые с успехом играют спектакль "Волшебное зеркало".

Если дети боятся темноты, придумайте сказку про мальчика или игрушечного мишку, которые боялись темноты. Пусть героям сказки будет стыдно за своей страх, и они изо всех сил попытаются его преодолеть. Если малыш почувствует, что он не одинок в своем страхе, ему легче будет "раскрыться". Скажите, что его любимая игрушечка боится темноты больше, чем он. Тогда, успокаивая любимца, ребенок почувствует себя сильнее и старше и сможет справиться со страхом.

Психогимнастика.
Этюды на выражение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера.
Ябедник
Мальчик мешает рисовать сидящим за столом ребятам. Он то забирает к себе все карандаши, то портит чужие рисунки, чиркая в них карандашом. Дети прогоняют его. Мальчик плача бежит к своей маме (к воспитателю) и говорит, что его обидели.

Смелый заяц
Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.
Выразительные движения. Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд.

Игра с муравьем.
На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.
Повторить игру 2-3 раза.

Мастерская: Букет из осенних листьев (Коллективная работа).
На столах у детей желтая, красная, оранжевая и коричневая гуашь. Учитель напоминает детям метод примакивания. Затем каждый из малышей выбирает себе по душе бумажный шаблон в виде дубового, кленового и березового листа. Выбранный шаблон ребенок раскрашивает методом мозаичного мазка. Можно также использовать технику "по сырому". Для этого бумажный лист смачивается влажной кисточкой, и, пока он не высох, малыши методом примакивания раскрашивают его с помощью акварельных красок.
Когда все листики раскрашены, учитель монтирует из них панно в виде жостовского подноса (в центре - в виде букета или по краям - в виде венка).
Разноцветные листья можно также подвесить на нитки на крестовину или украсить ими стены класса, создав образ Листопада.


Hosted by uCoz