Объяснительная записка
Раннее детство - это время, когда душа ребенка распахнута и радостно впитывает в себя все проявления окружающего мира.
Было бы по меньшей мере неразумно лишать ребенка детства, "нашпиговывая" его сухими знаниями по грамматике и счету. В то же время психологи установили, что именно в эти годы активизируются познавательные процессы человека. Ребенок хочет знать все, и потому его любимый вопрос: "Почему?".
Учитывая это, мы составили развивающую программу "Миру навстречу" таким образом, чтобы
- с одной стороны, удовлетворить познавательную потребность ребенка,
- с другой стороны, сделать акцент на развитии творческого потенциала, а также на укреплении психологического здоровья малыша и его социальной адаптации.
Для авторов этой программы важно, чтобы наши дети росли счастливыми, уверенными в себе и заботливыми по отношению к родителям и окружающему миру.
Представленные в программе материалы делятся на три базовые составляющие: Обучение счёту, Развитие речи и Проект.
Обучение счёту.
В данном разделе используется сочетание методики Л.Г. Петерсона с заданиями и упражнениями, направленными на:
- - Формирование навыков чувствования различных временных отрезков, таких как минута, две минуты, три минуты, полминуты;
- - Развитие фантазии и воображения с помощью цикла авторских упражнений под общим названием "Клуб Фантазёров";
- - Умение нестандартно мыслить и находить правильное решение (система ТРИЗ);
- - В процессе обучения мы делаем акцент не только на зрительном восприятии, но также на слуховом и тактильном (ощущение от прикосновения).
Развитие речи.
Блок "Развитие речи" реализует следующие задачи:
- - Знакомство детей с буквами и звуками русского языка;
- - Развитие мелкой моторики;
- - Развитие речи и словарного запаса ребенка;
- - Усвоение основных морально-нравственных постулатов, дающих ребенку определенные жизненные ориентиры и способствующих воспитанию позитивных привычек и черт характера;
- - Основы логопедии и развитие артикуляционного аппарата.
Занятия по развитию речи первого и второго года обучения сильно различаются между собой. На первом году обучения дети преимущественно прорабатывают основные темы, необходимые для расширения словарного запаса и кругозора. На уроках обсуждаются такие темы, как "животные", "птицы", "деревья", "насекомые", "рыбы", "цветы", "цвета", "времена года" и т.д. Здесь же проходит первое интуитивно-эмоциональное знакомство с русским алфавитом. Посредством тактильных ощущений дети запоминают начертания букв и вырабатывают позитивное отношение к их изучению.
На втором году тематические уроки сменяются морально-нравственными и психологическими беседами, направленными на укрепление уважения к своей семье, на осознание любви к родителям, на первичное формирование эмоционального самоконтроля. Уроки сопровождаются работой со сказками, также корректирующими черты характера и отношение к миру, друзьям, природе. Знакомство с алфавитом выходит здесь на качественно новый уровень. Дети учатся слышать звуки не только в начале, но и в середине и конце слова. Впервые на занятиях вводится графическое упражнение - штриховка, подготавливающая руку ребенка к письму.
В этом блоке представлено огромное разнообразие заданий: работа с загадками, стихами, сказками, речевые игры, просмотры диафильмов и видеоматериалов, театральные постановки.
Проект.
В мире, где человек зачастую не знает, из чего приготовлены те или иные продукты-полуфабрикаты, как и откуда в его дом поступает вода и электричество, из чего сделаны синтетические ткани, - дети чувствуют себя особенно неуверенно. Им необходимо знать, как построить дом, испечь хлеб, соткать полотно. Дети хотят знать, как устроен мир, в который они пришли, и потому в нашей программе важное место занимает блок занятий под названием "Проект".
"Проект" - это комплекс занятий, на которых дети учатся понимать и любить окружающий их мир. В этой теме представлены следующие разделы:
- -"Лаборатория" - На этих занятиях дети поставят элементарные опыты с водой, воздухом, землей и огнем, познакомятся с миром растений и научатся делать гербарии, а также изучат устройства бытовых приборов и инструментов, таких как градусник, лупа, микроскоп, часы, бинокль, компас, миксер;
- -"Мастерская" - Здесь дети изготавливают поделки из природных материалов, постигают основы лепки, живописи, аппликации, мозаики ;
- -"Самообслуживание" - Здесь ребята учатся завязывать узелки и бантики, застегивать пуговицы, складывать одежду, мыть посуду, чистить зубы и убираться. Особые "кулинарные" уроки научат детей готовить простейшие кулинарные шедевры;
- -"Музыка и театр". На этих уроках дети познакомятся с основами ритма, научатся играть на простейших музыкальных инструментах и слушать других. Кроме того, 9 уроков посвящено театральному искусству, где дети попробуют себя с роли актеров, участвующих в постановках игрового, кукольного и теневого театров;
- -"Психологические уроки" - научат ребят понимать свои эмоции и справляться со страхами и фобиями. Кроме того, в процессе занятий у детей формируется позитивная "Я"-концепция, а также умение работать в коллективе.
Помимо авторских разработок, в программе использованы элементы методик Марии Монтессори, Вольфдорфской системы, методики Л.Г. Петерсона, О. Хухлаевой, Е. Железновой, Т. Копцевой. Каждое занятие обязательно содержит блок игр, развивающих внимание, память, мышление, фантазию, речь.