Клуб фантазёров

Комплекс упражнений для развития детского воображения:
(Приводится в сокращении).

Рекомендуемый возраст для занятий - от 4 лет.

Задание 1
Дети садятся в круг, а учитель (родитель)задает ситуацию:
- Ребята, как вы думаете, что будет, если ваш рост уменьшится, и вы станете маленькими, как букашки?
- Какого бы вы тогда были роста? Какие бы у вас были ножки? Ручки? Сколько бы вы кушали еды? Из каких стаканчиков пили? В каких кроватках спали? А вспомните, в каких сказках были маленькие существа? - Гномики в "Белоснежке", "Нильс и дикие гуси". Можно посмотреть мультфильм про Нильса, а лучше диафильм.
В конце обсуждения учитель (родитель) читает стихотворение "Если я был бы..."

Если я был бы… (Шэл Силверстейн, перевод Г. Кружкова).
Если я был бы маленький-маленький гном,
Я б умывался каплей одной дождя,
Я бы на божьей коровке ездил верхом,
Удочку прятал в дырочку от гвоздя.

Я под деревьями запросто б проходил,
Мне бы комар казался большим орлом,
Блюдце - широким озером, если б я был…
Если б я был маленький-маленький гном.

Я бы ни папу, ни маму обнять не мог,
Разве мизинчик, и то - не наверняка.
Я бы в испуге шарахался из-под ног
Даже полуторамесячного щенка.

Если бы мне подарили конфету "Полет"
Тетя, которая очень любит меня,
Я бы конфету эту ел целый год,
Фантик один разворачивал бы полдня.
Чтоб написать короткое слово "Привет",
Я бы с неделю ворочал толстым пером…
(Эти стихи я писал четырнадцать лет,
Я ведь и есть маленький-маленький гном).

- Согласитесь, было бы здорово, если можно было менять свой рост по своему желанию. Например, ты опаздываешь на занятие: увеличил длину ног или частоту шагов и быстро дошел до школы, а потом сделал ноги нормальной длины. Или другой случай. Надо перейти через реку, а моста поблизости нет. Нет проблем!


Задание 2
Дети садятся в круг, а учитель (родитель)задает тему разговора:
- Ребята, скажите, что нам помогает чувствовать мир? Какие органы? - Глазами мы видим мир, ушами - слышим, носом - нюхаем, пальцами - чувствуем на ощупь.
- Правильно. А теперь давайте представим, что у человека появились еще какие-то способности чувствовать. Например, погоду. Какой это может быть орган? Или чувствовать сразу, хороший перед нами человек или нет, добрый или злой. Каким органом это можно было бы почувствовать?
Или чувствовать, когда делаешь ошибку и когда надвигается опасность. Расскажите об этом.
Если дети затрудняются, им можно помогать наводящими образами и вопросами.


Задание 3
Дети садятся в круг, учитель (родитель)задает им по очереди разные ситуации:
"Представь, что может произойти, если":
- Дождь будет идти, не переставая.
- Люди научатся летать, как птицы.
- Собаки начнут разговаривать человеческим голосом.
- Оживут все сказочные герои.
- Из водопроводного крана польется апельсиновый сок.


Задание 4
Дети садятся в круг, и учитель задает ситуацию.
- Скажите, ребята, как выглядят дома, в которых мы живем? А как выглядит деревенский домик? А теперь давайте попробуем вообразить, какими могут быть дома людей в будущем? Какой формы? - Круглой, овальной.
- Какого размера?
- Могут ли дома быть на деревьях? На горах? Под землей? В воде?
- Какой формы там будут окна? Двери? Какой высоты потолки? И т.д.
- В такое здание не может проникнуть существо (человек, собака..) с вредными для хозяина дома намерениями.


Задание 5
Дети садятся в круг, а учитель задает ситуацию:
- Ребята, какие осадки вы знаете? - Дождь, снег, град.
- Да, и мы с вами знаем, что все это - вода. А давайте представим, что случилось чудо, и появились какие-то другие осадки. Что могло вдруг посыпаться с неба? Какой формы, какого размера, какого цвета?
- Дождь из конфет, из газировки. Град в виде пушистых пуховых шариков, из крупы (манна небесная - такое уже однаж4ы было на самом деле). Дождь из бутонов самых красивых цветов и т.д. Кому бы это понравилось, кому - не понравилось?
- А теперь представьте себе, что в вашем кармане поселилось неизвестное существо, как живое, так и неживое. Расскажите о нем. Что в нем особенного? Как вы общаетесь? Чем оно вам помогает или мешает?
В заключении учитель читает стихотворение:

Карманный фонарик (Г. Сапгир)
- Есть у меня
Карманный фонарик.
- Карманный фонарик?
- Карманный фонарик.

- Тогда у меня -
Карманный комарик.
- Карманный комарик?
- Карманный комарик.

Гнездышко свил он
В кармане моем.
Вылетит вечером -
Песни поем:

Он тенором,
Я, разумеется, басом.
Я бас этот прячу,
Храню под матрасом.

В пустыне его
Я нашел как-то раз;
Наверное, лев
Потерял этот бас.

Есть у меня
И другая находка.
- Другая находка?
- Другая находка.

В круглой коробке
Живая Щекотка.
Однажды Щекотке
Удрать удалось.

Что было!.. Братишка
Смеялся до слез,
От хохота кот
По кушетке катался,
А я со щекоткою
Сладить пытался.

Хихикал комарик
В кармане моем...
Теперь я Щекотку
Держу под замком.

- Щекотка, подумаешь,
Вот у меня...
- Что у тебя?
- Что у меня?
В большом чемодане
Сидит Болтовня!

- Сидит Болтовня?
- Сидит Болтовня.
Смешная,
Похожая на обезьянку.
Но я выпускать ее
Лучше не стану.
Иначе с тобою
Случится беда
И ты не умолкнешь,
Боюсь, никогда.


Задание 6
Дети садятся в круг, а учитель задает ситуацию для обсуждения:
- Кто из вас летом был в деревне или на даче?
- Вы видели, как на грядках растут петрушка, укроп, морковка? - Да.
- Кто об этом расскажет? - Каждый день ростки становятся все больше и больше. Они берут из земли соки и силы и растут.
- Правильно. А теперь давайте представим, что на грядках могут расти не только растения, но и ваши игрушки, одежда, мебель. Если бы это было так, что бы было? Что бы вы посадили на грядке?
- Чтобы было, если бы вы забыли на земле свой игрушечный самосвал? - Он бы вырос до размеров настоящего, и мы бы на нем катались.
- А если бы кто-нибудь из девочек забыл на грядке Куклу Барби? - Она бы стала большой, как мама, и отпугивала птиц.
А как вы думаете, чтобы тогда захотели посадить на грядку мама? Папа? Бабушка и дедушка?


Задание 7
Дети садятся в круг, а учитель задает тему.
- Ребята, давайте представим, что мы с вами аптекари в волшебной аптеке, и нам надо приготовить волшебные лекарства от лени, злости, обидчивости, гордости, драчливости, страха и т.д. Каждый ребенок должен получает свое задание: лекарство от страха, например, и рассказывает, из чего бы он его приготовил. Это могут быть и продукты: " смешать бананы, апельсины, варенье, печенье…", и фантастические порошки, и абстракция: " лучи утренней зари смешать с каплями росы, добавить чуточку добрых снов и настаивать на облаке 3 тысячи лет…"


Задание 8
Дети садятся в круг, а учитель задает ситуацию для обсуждения:
- Давайте представим, что мы перенеслись в волшебную страну, где все - и трава, и горы, и реки, - все съедобное. Как вы думаете, из чего в такой стране сделаны горы? Земля? Реки? Какого вкуса трава? Облака? Дождь? Чем бы вы занимались в такой стране? Из чего бы был изготовлен ваш дом? Кроватка? Стол? Одежда? Кого бы вы взяли с собой в эту страну?
В заключении сказка:

В СЛАДКОМ МОРКОВНОМ ЛЕСУ (Сказка Сергея Козлова).
Заяц больше всего любил морковку. Он сказал: - Я бы хотел, чтобы в лесу вместо елок росли морковки.
Белка больше всего любила орехи. Она сказала: - Я бы хотела, Заяц, чтобы вместо шишек на твоих морковках росли орехи.
Медвежонок больше всего любил мед.
Он сказал: - Я бы хотел, чтобы осенью шли медленные медовые дожди.
Ежик больше всего любил сушеные грибы. Он сказал: - Пусть твои дожди, Медвежонок, начнутся после того, как я наберу грибов.
И так все и вышло.
Вместо елок за одну ночь выросли морковки. Заяц спилил две морковки и отволок к себе в дом. На морковочных хвостиках выросли орехи. Белка набрала их Целую корзину и спрятала в дупле самой толстой морковки.
Ежик ходил между морковок и собирал грибы. А к осени полились медленные медовые дожди.
Заяц ел морковку с медом. Белка - орехи с медом. Ежик - грибы с медом.
А Медвежонок целыми днями стоял на морковочной опушке с разинутой пастью и только когда темнело, - совсем ненадолго, совсем на
чуть-чуточку, - хорошенько вылизав все четыре медовые лапы, ложился спать...
А все волки из леса ушли. Потому что волки не любят сладкого.


Задание 9
Дети садятся в круг, учитель задает проблемную ситуацию:
- Давайте пофантазируем, что бы было, если бы человек мог превращаться в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в дуб, розу, баобаб), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Пусть каждый придумает маленькую историю о том, как мальчик Саша или девочка Маша превратилась в животное, птицу, рыбу и расскажет, что с ней произошло. Интересно также, для чего, с какой целью они превратятся в то или иное животное.

Какой я бываю (Лена Давыденко).
Я бываю кошкой и собакой,
И медведем толстым, косолапым,
Даже рыбкой, рыбкой из пруда!
Лошадью бываю иногда…

То синицей по небу летаю,
То пингвина вдруг изображаю.
Над цветами, как пчела, жужжу,
А то просто… девочкой хочу.

В заключении читается сказка:
Про поросенка, который учился летать (Д. Биссет)
Однажды поросёнок - а звали его Икар! - пришёл к Волшебному источнику и попросил исполнить его желание. Ему давно уже хотелось научиться летать.
- Если тебе очень хочется, я могу сделать так, что ты полетишь, - сказал Волшебный источник. - Но только для этого тебя сначала надо превратить в птицу.
- Нет, я хочу быть поросёнком! Поросёнком, который умеет летать, - сказал Икар.
- Но поросята не могут летать! - возразил Волшебный источник.
Икар очень огорчился и пошёл домой. По дороге он думал только об одном: как бы научиться летать.
На другое утро пораньше он отправился в лес и попросил каждую птицу дать ему по перышку. Ну конечно, они ему дали.
- Наверное, ты хочешь научиться летать? - спросили они.
- Да, - ответил Икар.
Он связал все перья вместе, и получились крылья. Потом поднялся на вершину горы у самого берега моря. За ним следом взобрались туда кошка и мышка, птичка и два кролика, целая компания жуков и даже улитка - всем хотелось видеть, что у него получится.
Икар привязал крылья, взмахнул ими и медленно поднялся в вышину. Вот это было счастье! И все зрители тоже радовались, а самый маленький жучок чуть не умер от восторга. Икар поднялся высоко-высоко, почти до самого Солнца.
- Ай да поросёнок! Ай да молодчина! - нахваливал он себя.-А Волшебный источник ещё говорил, что поросята не могут летать. Могут!
И как раз в этот момент он так близко подлетел к Солнцу, что верёвки, которыми он привязал крылья, загорелись от солнечного жара. И крылья упали вниз. А за ними следом и поросёнок. Он несколько раз перекувырнулся в воздухе и плюхнулся в море.
Бедный Икар совсем промок, хорошо ещё, что он благополучно доплыл до берега и бросился бегом к маме.
- Не огорчайся, мой маленький Икар, - сказала ему мама, - ведь ты все-таки ЛЕТАЛ!
И она дала ему джем и пирожное. А все друзья пришли к нему в гости и завели хоровод:

Поросёнок Икар, наш дружок,
Собрались мы сегодня в кружок,
Чтобы петь и плясать,
Чтобы петь и плясать
В честь того, кто умеет летать!

Вопросы к прочитанному:
1. Как звали поросенка?
2. О чем он мечтал?
3. Как он добился своего?


Задание 10
Дети садятся в круг, учитель задает игровую ситуацию:
- Представьте, что вы можете поговорить с солнцем, со звездами, с рекой, с травой, с землей, с ветром, с дождем… Что бы вы им сказали? О чем попросили? Что спросили? Вы бы их больше любили, если бы могли с ними разговаривать и дружить? Как вы думаете, на каком языке они могли бы с вами
говорить? Какой язык у ветра? У солнца? У травы? У воды? Как узнать, что они чувствуют, о чем думают? Как они шутят, злятся, улыбаются, радуются?
Были ли случаи, когда вы понимали их язык? Расскажите об этом.

Игра "Если вдруг"
Ситуация:
Что будет, если вдруг на Земле исчезнут:
Все пуговицы;
Все ножницы;
Все спички;
Все учебники или книги и т. д.
Что произойдёт?
Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:
Живая вода;
Цветик-семицветик;
Сапоги-скороходы;
Ковёр-самолёт и т. д.

Hosted by uCoz