Объяснительная записка

Раннее детство - это время, когда душа ребенка распахнута и радостно впитывает в себя все проявления окружающего мира.

Было бы по меньшей мере неразумно лишать ребенка детства, "нашпиговывая" его сухими знаниями по грамматике и счету. В то же время психологи установили, что именно в эти годы активизируются познавательные процессы человека. Ребенок хочет знать все, и потому его любимый вопрос: "Почему?".

Учитывая это, мы составили развивающую программу "Миру навстречу" таким образом, чтобы
- с одной стороны, удовлетворить познавательную потребность ребенка,
- с другой стороны, сделать акцент на развитии творческого потенциала, а также на укреплении психологического здоровья малыша и его социальной адаптации.

Для авторов этой программы важно, чтобы наши дети росли счастливыми, уверенными в себе и заботливыми по отношению к родителям и окружающему миру. Представленные в программе материалы делятся на три базовые составляющие: Обучение счёту, Развитие речи и Проект.

Обучение счёту.
В данном разделе используется сочетание методики Л.Г. Петерсона с заданиями и упражнениями, направленными на:

  • - Формирование навыков чувствования различных временных отрезков, таких как минута, две минуты, три минуты, полминуты;
  • - Развитие фантазии и воображения с помощью цикла авторских упражнений под общим названием "Клуб Фантазёров";
  • - Умение нестандартно мыслить и находить правильное решение (система ТРИЗ);
  • - В процессе обучения мы делаем акцент не только на зрительном восприятии, но также на слуховом и тактильном (ощущение от прикосновения).

Развитие речи.
Блок "Развитие речи" реализует следующие задачи:

  • - Знакомство детей с буквами и звуками русского языка;
  • - Развитие мелкой моторики;
  • - Развитие речи и словарного запаса ребенка;
  • - Усвоение основных морально-нравственных постулатов, дающих ребенку определенные жизненные ориентиры и способствующих воспитанию позитивных привычек и черт характера;
  • - Основы логопедии и развитие артикуляционного аппарата.

Занятия по развитию речи первого и второго года обучения сильно различаются между собой. На первом году обучения дети преимущественно прорабатывают основные темы, необходимые для расширения словарного запаса и кругозора. На уроках обсуждаются такие темы, как "животные", "птицы", "деревья", "насекомые", "рыбы", "цветы", "цвета", "времена года" и т.д. Здесь же проходит первое интуитивно-эмоциональное знакомство с русским алфавитом. Посредством тактильных ощущений дети запоминают начертания букв и вырабатывают позитивное отношение к их изучению.

На втором году тематические уроки сменяются морально-нравственными и психологическими беседами, направленными на укрепление уважения к своей семье, на осознание любви к родителям, на первичное формирование эмоционального самоконтроля. Уроки сопровождаются работой со сказками, также корректирующими черты характера и отношение к миру, друзьям, природе. Знакомство с алфавитом выходит здесь на качественно новый уровень. Дети учатся слышать звуки не только в начале, но и в середине и конце слова. Впервые на занятиях вводится графическое упражнение - штриховка, подготавливающая руку ребенка к письму.

В этом блоке представлено огромное разнообразие заданий: работа с загадками, стихами, сказками, речевые игры, просмотры диафильмов и видеоматериалов, театральные постановки.

Проект.
В мире, где человек зачастую не знает, из чего приготовлены те или иные продукты-полуфабрикаты, как и откуда в его дом поступает вода и электричество, из чего сделаны синтетические ткани, - дети чувствуют себя особенно неуверенно. Им необходимо знать, как построить дом, испечь хлеб, соткать полотно. Дети хотят знать, как устроен мир, в который они пришли, и потому в нашей программе важное место занимает блок занятий под названием "Проект".

"Проект" - это комплекс занятий, на которых дети учатся понимать и любить окружающий их мир. В этой теме представлены следующие разделы:

  • -"Лаборатория" - На этих занятиях дети поставят элементарные опыты с водой, воздухом, землей и огнем, познакомятся с миром растений и научатся делать гербарии, а также изучат устройства бытовых приборов и инструментов, таких как градусник, лупа, микроскоп, часы, бинокль, компас, миксер;
  • -"Мастерская" - Здесь дети изготавливают поделки из природных материалов, постигают основы лепки, живописи, аппликации, мозаики ;
  • -"Самообслуживание" - Здесь ребята учатся завязывать узелки и бантики, застегивать пуговицы, складывать одежду, мыть посуду, чистить зубы и убираться. Особые "кулинарные" уроки научат детей готовить простейшие кулинарные шедевры;
  • -"Музыка и театр". На этих уроках дети познакомятся с основами ритма, научатся играть на простейших музыкальных инструментах и слушать других. Кроме того, 9 уроков посвящено театральному искусству, где дети попробуют себя с роли актеров, участвующих в постановках игрового, кукольного и теневого театров;
  • -"Психологические уроки" - научат ребят понимать свои эмоции и справляться со страхами и фобиями. Кроме того, в процессе занятий у детей формируется позитивная "Я"-концепция, а также умение работать в коллективе.

Помимо авторских разработок, в программе использованы элементы методик Марии Монтессори, Вольфдорфской системы, методики Л.Г. Петерсона, О. Хухлаевой, Е. Железновой, Т. Копцевой. Каждое занятие обязательно содержит блок игр, развивающих внимание, память, мышление, фантазию, речь.

Hosted by uCoz